Ремонт шиферной кровли: заделываем распространенные повреждения

Шифер считается достаточно долговечным кровельным материалом, но все-таки со временем и ему может потребоваться ремонт. Новая крыша всегда связана с затратами. Если же периодически осматривать старую, очищать ее от скопившегося мусора, можно вовремя заметить маленькие повреждения – трещины или щели. В этом случае, не прибегая к радикальным мерам, можно будет продлить ей жизнь еще примерно на десяток лет.

Известные технологии ремонта шиферной кровли в обычных ситуациях сводятся к применению специальных защитных средств, позволяющих заделывать образующиеся трещины или накладывать заплатки на сколотые участки. При обнаружении сильно повреждённых листов кровельного материала они заменяются новыми заготовками, монтируемыми в соответствии с требованиями строительных нормативов.

Обратите внимание
Все перечисленные выше действия могут быть отнесены к разряду мелкого или косметического ремонта крыши. При обнаружении значительных разрушений шиферного покрытия необходима полная его замена.

При капитальном ремонте шиферной кровли обследованию и замене подлежат не только листы защитного материала, но и сама стропильная конструкция (включая мауэрлат и каркас обрешётки).

Характеристики и особенности шиферных изделий

Шифер – это сравнительно тяжёлый и достаточно прочный кровельный материал волнообразной формы, изготавливаемый на основе волокнистого асбеста и цемента. Заготовки этого материала имеют вполне конкретные размеры и выпускаются с тем расчётом, чтобы смонтированное на их основе покрытие надёжно защищало подкровельное пространство.

При их выпуске также учитываются требования, касающиеся удобства ремонта шифера и лёгкости замены повреждённых листов новыми изделиями. Указанные свойства неразрывно связаны с особенностями структурой самого материала (с размером волны – в частности) и оказывают существенное влияние на прочностные показатели шиферного покрытия.Различают несколько видов строительного шифера, из которых при ремонтных работах применяется лишь две его разновидности. Это – усиленный волнистый материал (ВУ) и шифер унифицированный (УВ).

К особенностям стандартного шиферного покрытия следует отнести:

  • низкий уровень теплопроводности и устойчивость к влаге;
  • огнестойкость;
  • достаточно длительные сроки службы.

Основным же достоинством этого кровельного материала, определяющим его большую популярность у профессиональных строителей, считается относительно низкая стоимость и простота монтажа.

Виды повреждений

замена шиферных листов

Перед ремонтом лопнувшего шифера нужно быть абсолютно уверенным в том, что применяемый материал поможет устранить данный тип повреждения и что это позволит значительно продлить сроки эксплуатации покрытия. Для этого необходимо ознакомиться с основными видами существующих повреждений и их причинами, а также научиться классифицировать их по степени опасности и ремонтопригодности.

Основной причиной возможных разрушений шиферных покрытий являются: нарушение правил эксплуатации и обслуживания кровли и случайные попадания на неё сторонних тяжелых предметов.

В данных ситуациях специальных пояснений обычно не требуется; гораздо сложнее определиться с источником дефекта, когда повреждения проявляются в виде небольших трещин или едва различимых микроскопических изъянов. Они могут быть вызваны следующими причинами:

  • Нарушение приёмов хранения шифера (формирование слишком больших стопок);.
  • Случайные повреждения во время переноски и последующего подъёма к месту монтажа.
  • Отклонения от инструкции при укладке и креплении листов. Повреждения, которые образуются в процессе настила шиферной крыши, например, при чрезмерном давлении крепежных элементов, соединяющих листы материала с основанием, могут образоваться трещины. Шифер может также растрескаться, если отверстие под крепежный винт имеет диаметр окажется меньше положенного – рекомендованный диаметр на 3 мм больше, чем его значение у винта.
  • Образование влажных застоев, со временем разрушающих наружный слой шифера;
  • Повреждения, образовавшиеся в ходе эксплуатации кровли: растрескивание механического воздействия, скажем, при установке на крыше антенны или от колебаний температуры.
  • Зарастание поверхности шиферной кровли мхом и лишайниками, в результате чего, теряется внешний вид, и кровля начинает постепенно разрушаться.
  • Скопление больших снежных масс, под давлением которых материал покрытия начинает растрескиваться.

Особую важность при монтаже приобретает правильность укладки листов и выполнение требований по оставлению небольшого зазора в точках его крепления (примерно по два миллиметра с каждой стороны фиксирующего элемента). Такой запас необходим для того, чтобы во время эксплуатации к деревянным деталям стропильной конструкции и к пространствам, закрытым утеплительным материалом (пенопластом), сохранялся доступ свежего воздуха.

Помимо этого, под воздействием влаги и перепада температур листовые заготовки могут деформироваться и изменять свои геометрические размеры. В этом случае правильно выдержанный зазор позволяет уберечь их от разрушения при перемещении в пределах температурных расширений.

Чтобы грамотно провести ремонт шиферной крыши, прежде нужно понять, какие причины могли вызвать то или иное повреждение.

Ремонт шиферной крыши

Ремонтные материалы и составы

Прежде чем заделать дырки и трещины – стоит ознакомиться с перечнем специальных составов, применяемых для этих целей. При мелком ремонте, состоящем в устранении микроскопических повреждений, чаще всего используются следующие восстановительные средства:

  • изготовленная своими руками замазка, состоящая из смеси мелко растолчённого мела и олифы. После её применения поверх ремонтного состава наносится слой масляной краски, выполняющий чисто защитную функцию;
  • специальные виды герметиков, изготавливаемые из битума;
  • жидкие составы на основе битумных компонентов, при обращении с которыми потребуются определённые навыки. При работе с такой мастикой необходима предельная осторожность в плане соблюдения требования пожарного режима (температура плавления вара составляет примерно 150 °С);
  • наплавляемые покрытия;
  • ремонтные средства ленточного типа.

Применение некоторых из перечисленных выше видов ремонтного состава не нуждается в особых пояснениях. Что касается смесей на основе битума – при их применении следует обратить внимание на то, что для работы с герметиком предпочтительней выбирать средства, продающиеся в специальных тубах.

Важно!
Хотя по стоимости такие ёмкости с ремонтными составами несколько дороже, чем те же препараты, поставляемые в банках – зато обращаться с ними значительно удобнее и проще.

При проведении восстановительных работ с заготовками, на которых обнаружены трещины значительной величины, специалисты рекомендуют сначала заделывать их специальной лентой для ремонта шифера.

Способы восстановления с применением специальных защитных средств

Одним из наиболее распространённых ремонтных материалов является специализированное рулонное покрытие с нанесённым с одной из сторон самоклеящимся битумно-полимерным слоем (ризолин). В различных его исполнениях в качестве защитного покрытия, нанесённого на вторую сторону, используется тонкий слой фольги из алюминия или меди (тип «Ф»). Известны также образцы этого строительного продукта, в которых за основу наружного слоя берётся полипропилен (тип «П»).

Отдельные представители ремонтного материала могут иметь самоклеящийся слой с обеих из рабочих сторон (тип» А»).

Для ремонта шифера применяются определённые виды гидроизоляционного материала (чаще всего – образцы с маркировками «П» и «Ф»). Основное его достоинство состоит в том, что этот материал может настилаться без применения специального инструмента и допускает работу с ним практически в любых производственных условиях.

Важно!
Единственное ограничение касается температуры окружающего воздуха, наблюдаемой в момент его укладки, которая не должна быть менее +15 градусов.

Ремонт шиферной крыши ризолином осуществляется в следующей последовательности:

  1. Сначала производится раскладка материала, поставляемого в виде рулона стандартного размера.
  2. Затем с его рабочей поверхности удаляется пленка, после чего подготовленный по размеру заплатки отрезок рулона своей клейкой стороной раскладывается на ремонтируемый участок.
  3. На завершающей стадии работ с целью улучшения сцепления между восстанавливаемой поверхностью и ризолиновой заплатой последняя прокатывается специальным валиком.

Ещё одним достаточно распространённым способом восстановления поверхности крыши является ремонт шиферной кровли наплавляемыми материалами. К разряду таких ремонтных структур, следует отнести рубероиды с основой из стеклохолста, имеющие битумно-полимерное покрытие с обеих сторон.

Восстановление шиферной поверхности этим методом состоит в разогреве изнанки наплавляемого материала посредством газовой горелки и последующем приклеивании его к поврежденному участку. Расплавленная битумная структура обеспечивает прекрасную адгезию с фактурой восстанавливаемого шиферного листа и гарантирует получение прочной заплаты.

Герметизация неплотных мест наложения шиферных листов

Ремонт шиферной крыши при обнаружении неплотного прилежания листов шифера друг к другу проводят при помощи различных замазок и мастик.

Мастику из тугоплавкого битума можно приготовить самостоятельно – конечно, при условии строгого соблюдения всех правил безопасности – противопожарной и личной.

Как приготовить мастику

В прочной посуде на медленном огне при температуре порядка 220⁰C плавят мелкорубленый 47-процентый тугоплавкий битум. В какой-нибудь жестяной баночке предварительно пробиваю отверстия и с ее помощью удаляют пену и всевозможные примеси. Битум продолжают плавить пока не прекратится образовываться пена и вода полностью не испарится. Затем его относят на некоторое расстояние, порядка 5 м, и смешивают маленькими порциями с 28% растворителем. Тщательно перемешивая, в массу добавляют 13% волокнистый наполнитель, который предварительно нагревают до 110°C. В процессе приготовления мастики температура смеси не должна опускаться ниже 90°C.

Как нанести

Горячая мастика наносится при помощи шпателя, кельмы или штукатурной лопатки. Место «заплатки» тщательно разглаживают, чтобы не дать воде задержаться на поверхности, и закрашивают масляной краской.

Заделка трещин

замазка трещины на кровле из шифера

  • Небольшие трещинки замазывают при помощи битумной мастики или меловой замазки, приготовленной из смеси мела и олифы.
  • Трещины покрупнее обычно заделывают при помощи заплаток из ткани. Хотя в последнее время все чаще для этих целей используют не менее эффективную специально приготовленной смеси.

Место под заплатку тщательно очищают и прогрунтовывают олифой. Сама она должна быть примерно на 10 см шире поврежденного участка. Ее клеят, используя густотертую масляную краску, аккуратно приглаживают и высушивают. Затем заплатку окрашивают, охватывая при этом площадь большую ее размера на 3–5 см.

Для приготовления ремонтной смеси тщательно перемешивают цемент вместе с распущенным асбестом (соотношение 1:3). В конце добавляют также ПВА, разведенный в равном соотношении с водой, и доводят смесь до консистенции сметаны.

При использовании водоэмульсионной краски, разводить водой ее не нужно.

Крышу до начала ремонта подготавливают: обметают занесенные землей участки, очищают места, покрытые лишайниками и прочее. Затем ее моют водой, используя для этого водопроводный шланг. Особого внимания требуют участки с трещинами – при их промывании используют жесткую щетку или металлический ершик. Крышу просушивают и грунтуют клеем ПВА, разведенным водой (соотношение по объему 1:3).

Все повреждения крыши покрывают этой смесью самое меньшее за два прохода – толщина полученного слоя должна получиться не менее 2 мм. Для покраски листов шифера больше всего подходит широкая малярная кисть.

Для удобства ее можно снабдить длинной ручкой.
Ремонт рекомендуется проводить в пасмурную погоду.

  • Пробоины замазывают замазкой приготовленной из взятых в равных частях цемента и мелкого песка. Чтобы избежать возможных трещин, в смесь добавляют еще 0,5 части стеклянной ваты (мелко нарубленной) или шерстяных очесов. Затем ремонтируемый участок тщательно заглаживают.

Замена старых листов новыми

замена старых шиферных листов на новые

Иногда ремонт крыши из шифера требует замены его листов. Если их достаточно много, при замене их разбирают по направлению от конька к карнизу. Поврежденные листы заменяют по следующей схеме.
При замене листов шифера, необходимо вытянуть с поврежденного прибитые гвозди, потом приподнять немного верхний шиферный лист и вытянуть треснувший. На его место устанавливают целый лист шифера.

При удалении гвоздей с помощью гвоздодера, под него подкладывают доску.

При отсутствии целого шиферного листа поверх трещины укладывают кусок шифера требуемого размера. Необходимо, чтобы при этом он перекрывал трещину или повреждение с двух сторон одной волной. В этом случае вода точно не попадет на поврежденное место.

Для этого аналогично приподымают верхний лист и вставляют часть целого поверх поврежденного шифера. Замененный лист шифера прибивают на тех же местах при помощи шиферных гвоздей.

В заключении отметим, что мелкий ремонт шифера на крыше любого дома вполне по силам хорошо подготовленному к этому мероприятию человеку. Главное – это основательно проработать все рассмотренные выше материалы и с полной ответственностью отнестись к предстоящему ремонту.

В отличие от него, полное обновление шиферного покрытия, как правило, организуется в случае, когда суммарный объём повреждений достигает 40% от площади всей крыши.

stylekrov..ru
Добавить комментарий